Реклама

Магия звука. Студийный тракт

28.12.2011

Источники записываемого сигнала можно разделить на две основные группы. Это - "живые" музыкальные инструменты (в том числе и вокал) и управляемые в MIDI-формате звуковые модули.

Запись акустических инструментов и вокала осуществляется с помощью микрофонов. Полученный сигнал микрофонного уровня поступает в предусилитель, после которого следует аналоговая цепочка приборов, позволяющая привести звук к определенным стандартам для подачи его в аналогово-цифровой преобразователь. В ряде случаев запись осуществляется не посредством микрофона, а с помощью звукоснимающих датчиков (например, звучащая "в пульт" гитара).

В любых студиях есть инструментальные и вокальные микрофоны. Первые призваны честно снимать звучание источника, поэтому имеют ровную амплитудно-частотную характеристику. Для таких целей очень часто хорош отечественный микрофон Октава, а также многие модели известных зарубежных производителей. Расположение микрофонов при записи барабанов - это отдельная история, которая, как правило, не актуальна для малой коммерческой студии из-за отсутствия необходимых помещений.

С вокальными микрофонами дело обстоит несколько сложнее. Здесь нужны специальные модели с завалами АЧХ на определенных частотах, которые следует подбирать исходя из тембра и формант записываемого голоса. Следует помнить и об "эффекте приближения", который в умелых руках становится не врагом, а помощником звукорежиссера и вокалиста, позволяя естественным образом подчеркнуть или убрать низкочастотный "бархат".

Входной тракт, включающий в себя микрофоны, аналоговые приборы и АЦП, может быть более высокого качества, нежели все остальное оборудование. Это совершенно оправдано. Ведь от того, насколько хорошо прописан изначальный сигнал источника, зависит успех всей работы. Хотя, если говорить о современной электронной музыке, очень часто качественный результат получается и с более дешевым парком входных приборов, ибо в этой стилистике изначальный "живой" тембр нужен не всегда.

АЦП является очень важным элементом студийного тракта, поскольку от него зависит качество цифрового сигнала. Класс и стоимость этого прибора должны быть сопоставимы с классом и стоимостью остального студийного оборудования. Сейчас появляется все больше моделей, являющихся одновременно вокальными процессорами и преобразователями. Но многии предпочитают, чтобы АЦП представлял собой отдельный прибор, выполняющий только функцию оцифровки. Существует несколько подходов при приобретении оцифровщика. В рамках малого бюджета при комплектации студии недорогими микрофонами, предусилителями, компрессорами и эквалайзерами можно применять комбинированные устройства со встроенными АЦП. Более дорогостоящий подход - это отдельный блок оцифровщика.

Наступили времена хард-дисков - устройств прямого доступа к звуковому материалу. На рынке присутствует большое количество автономных цифровых звукозаписывающих станций. Ряд из них включает в себя эффекторную обработку и микшер. Несмотря на то, что большинство из подобных универсальных приборов не рассчитаны на серьезную профессиональную работу, они могут с успехом применятся в качестве демо-студий, так как в них предусмотрена возможность редактирования записанного материала, отсутствуют проблемы инсталляции, коммутации, подбора плат и так далее. Кроме того, в некоторых моделях предусмотрены встроенные предусилители с возможностью подключения микрофонов. Имеется ряд автономных станций, предназначенных и для профессионального использования. Это - продукция Studer, Otari, Mackie. Фирма Alesis также представила новую модель со сменными хард-дисками. На мой взгляд, это очень перспективное направление. Немаловажный фактор, влияющий на практичность подобных станций, заключается в возможности каскадирования нескольких многодорожечников с целью увеличения количества физических каналов.

Цифровые микшеры очень удобны в работе. Так, в цифровом формате отчетливо и явно слышится перегрузка сигнала. Цифровой пульт предоставляет возможность автоматизации процесса сведения, что в аналоговом микшере требует совершенно несопоставимых затрат. Более того, сброс двухканального мастера на записывающее устройство здесь превращается из мучительного процесса в отдых. Пустячок, а приятно.

Как уже говорилось вначале, записываемый звук формируется не только "живыми" инструментами и вокалом, но и так называемым "MIDI-оборудованием" - синтезаторами и сэмплерами. Строго говоря, термин "MIDI-оборудование" подходит к гораздо большему числу приборов. Так, по протоколу MIDI могут управляться процессоры эффектов, микшерный пульт, другая аппаратура. Но традиционно "MIDI-парком" называются все-таки темброобразующие приборы.

Естественно, в студии должны быть минидиск (для поддержки заказов на концертные фонограммы), кассетная дека (для записи демонстрационного материала) и CD-R (для архивирования и нарезки окончательного материала на CD). Также возможно использование многих других приборов, призванных как дать звукорежиссеру различный творческий инструментарий, так и исправить огрехи исполнителей.

Пространственная обработка должна включать в себя высококачественный ревербератор (желательно два) и несколько вспомогательных приборов реверберации и задержки.

Качественный мониторинг - это основа студии. И о нем следует думать заранее.