Реклама

Магия звука. Мастеринг

28.12.2011

Мастеринг - процесс создания мастера, происходящий после записи и сведения. Некотрые отмечают, что, на самом деле, обсуждаемое следует назвать "премастерингом", поскольку "мастер", с которого и производится тиражирование, изготавливается непосредственно на заводе, а то, что туда посылается, называется "премастер". Однако, поскольку процесс создания этого "мастера" лежит полностью вне нашей досягаемости, а термин "мастеринг" чаще всего используется именно для обозначения процесса создания продукта до его передачи на завод, то и мы будем называть его "мастеринг".

Мастеринг может состоять из трех частей:

  • Монтажное редактирование.
  • Окончательная доводка звучания.
  • Вывод в требуемом формате.

Порядок частей в данном случае не обязательно определяет порядок действий. Например, если окончательная доводка звучания аналоговой записи производится в аналоговом виде, то лучше эту доводку произвести сначала, а затем уже перевести запись в цифровую форму для монтажного редактирования.

Вы записали и свели отдельные произведения, теперь их надо собрать в альбом. Произведения располагаются в требуемом порядке, с необходимыми промежутками между ними. Начала и окончания доводятся до тишины или естественного фонового шума записи (концертной, например). При необходимости (исходя из требований художественной задачи), производится плавный переход одного произведения в другое. На этой стадии могут быть удалены щелчки, треск и другие ненужные шумы. Возможно также исправление ошибок исполнения посредством копирования идентичных частей. Монтажное редактирование удобнее всего производить в цифровом виде.

Во время этой части мастеринга производится сглаживание амплитудной и частотной разницы между произведениями, улучшение прозрачности, ровности, плотности звука, стереообраза записи. В некоторых случаях возможно исправление ошибок сведения, особенно если мастеринг производится в цифровом виде. Для доводки звучания могут использоваться компрессоры (чаще всего многополосные), лимитеры, эквалайзеры, процессоры для изменения стереообраза или создания эффекта объемного звука, процессоры утепления звука (создания для цифровой записи эффекта подобия аналоговой) и очень редко различные энхансеры (спектральные процессоры, динамические эквалайзеры и т. д.). Именно на этой стадии запись приобретает свой "фирменный" звук, так что эта часть является наиболее творческой и самой значимой.

Если звукорежиссер, производивший сведение — гений, и заказчик полностью доволен результатом, то, теоретически, можно опустить вторую часть и перейти сразу к третьей. Однако, есть несколько причин, по которым и в этом случае лучше произвести доводку звучания.

Запись и сведение отдельных произведений могли происходить в разное время, иногда на разной аппаратуре и в разных студиях. Мастеринг позволяет сгладить амплитудную и частотную разницу между ними.

Звукорежиссер за время сведения прослушал произведения несколько десятков, а то и сотни раз. Свежий взгляд специалиста по мастерингу, слушающего произведение целиком и опытного в вопросах звучания готовых записей может быть очень и очень полезен.

Студии мастеринга имеют высококачественное оборудование, предназначенное для работы со стереозвуком сложного частотного и амплитудного типа. На студиях такого класса оборудование постоянно проверяется и при необходимости настраивается.

Во время третьего этапа выбор формата во многом зависит от того предприятия, которое будет производить тиражирование, а также от того, на какой носитель будет производиться тиражирование. Стандартный формат для CD — так называемый U-matic 1630 и все заводы должны его принимать. Большинство также принимает CD-R, но иногда с ограничениями, например записанные только на механизмах Sony или Phillips. Вывод на DAT самый простой, но при этом вы не сможете проконтролировать процесс установки PQ кодов (по которым CD плеер находит начала песен). Некоторые заводы принимают мастер на аналоговой ленте, в этом случае пленка должна быть правильно маркирована, с записью всех необходимых тестовых тонов. В идеальном варианте при этом следует использовать ту же систему шумоподавления (не того же типа, а непосредственно то же устройство), что и при записи. В любом случае, все эти вопросы лучше выяснить непосредственно с предприятием, производящим тиражирование. Независимо от формата обязательно делается контрольный DAT или CD для заказчика.

Почему мастеринг лучше производить в специализированной студии? Ответ на этот вопрос лежит как в области техники, так и в области персонала. Когда описываются качества, которыми по мнению окружающих должен обладать специалист по мастерингу, то они не очень-то отличаются от качеств, необходимых специалистам по записи или сведению: знание различных стилей, хорошие уши (желательно два, что особенно важно для работы со стерео звуком), знание используемого оборудования, музыкальный вкус, общительность. Чем же тогда отличается специалист по мастерингу? Да тем, что он занимается именно мастерингом и имеет опыт подобной деятельности, а также приобретенные в ее результате специфические навыки.