Реклама

Магия звука. Выдающийся микс

28.12.2011

Как делается выдающийся микс? Профессиональному инженеру важно уметь отвечать на этот вопрос. Многие инженеры – и среди них есть даже величайшие – знают, как создать хороший микс, но не могут этого объяснить.

Знание, как создавать выдающийся микс – имеет свои преимущества, некоторые – очевидные, некоторые – нет. Во-первых, изучая звукозапись, хорошо бы знать, куда мы движемся. Когда предел ясно очерчен, его легче достичь. Во-вторых, бывает полезно обьяснить группе, что делает микс выдающимся, особенно если они заказали сессию. Это может потребовать специальной техники, т.к. всегда возможно, что группа имеет противоположные вашим предпочтения. Существует совсем мало пунктов, с которыми соглашаются все, когда это касается микширования. У всех в головах бродят разные идеи, которые меняются ежедневно. Даже если у вас есть определенные предпочтения, вам еще нужно уговорить людей, с которыми вы работаете. Это не легкая задача. Очень часто люди, с которыми вы работаете сами не знают, чего хотят. И даже если они точно знают, чего хотят, они не могут это обьяснить, потому что не владеют терминологией или не знают функции оборудования. Мир звукозаписи настолько сложен и разносторонен, что часто очень трудно найти общие точки соприкосновения. Существует почти столько же разных стилей микширования, сколько людей в мире. Как бы то ни было, единственная вещь, с которой все соглашаются – микс должен соответствовать музыкальному стилю, песне и всем ее компонентам, а также исполнителям.

Музыкантам из группы будет довольно трудно возразить вам, если вы скажете: «Микс должен соответствовать стилю вашей музыки, этой конкретной песне и всем ее деталям, но мы также примем во внимание ваши пожелания и идеи».

Музыкальный стиль.

Большинство групп, которые приходят в студию, хотят, чтобы микс звучал в стиле музыки, которую они играют. Для некоторых групп и некоторых стилей правила довольно жестки. Например, если вы «выделите» бочку или наложите флейнджер на микс биг-бэнда, то ничего хорошего в свой адрес не услышите. Некоторые группы, наоборот, не хотят звучать так, как другие. В-основном это те, кто имеет какие-то специфические идеи относительно того, как они должны быть сведены. В добавок, каждый тип музыки содержит несколько стилей. Музыка кантри – хороший пример. Есть по меньшей мере 12 типов микса – от Hank Williams Sr. до Garth Brooks. Кроме того, люди, играющие кантри слышат эту музыку всю свою жизнь, так что легко отличают «не то» звучание. С рок-музыкой – то же самое. Существует примерно сотня различных стилей, и любой исполнитель обычно точно знает, как он должен звучать. Но они не считают необходимым сообщить тебе, как же получить этот самый звук на студийном оборудовании. Большинство групп, вообще, считают, что они играют в каком-то специфическом жанре. Тем не менее, встречаются и явные сумасброды. Вашей следующей сессией может быть бигбэнд, требующий смикшировать их в стиле Pink Floyd (со множеством эффектов и трюков). Для нас критично знать, насколько честны музыканты сами с собой, относя свю музыку к конкретному стилю. Тогда становится ясно, что можно сделать.

Песня и все ее элементы.

Иногда очевидно, что микс нужно делать в определенном стиле. Но чаще всего, инжнеры (да и группа) забывают проверить, соответствует ли микс песне и всем ее элементам. Таким как: концепция, мелодия, ритм, гармония, слова, аранжировка, инструментовка, структура песни, исполнение, и качество оборудования. Каждый из этих элементов может побудить строить микс в определенной манере, для создания определенного стиля микса. Каждый элемент может побудить вас использовать четыре ваши инструмента (громкость, панорамирование, эквализацию, эффекты) определенным способом. Микширование может быть использовано для улучшения каждого элемента песни или, наоборот, для создания натянутости, «неестественности» между песней и миксом. Вне зависимости от того, как микс взаимодействует с элементами песни, вам следует быть по меньшей мере быть осведомленными о таком взаимодействии. Оно должно быть соответствующим.

Участники (исполнители).

Трюк состоит в том, чтобы сбалансировать свои предпочтения и предпочтения остальных участников проекта. Работа инженера состоит в том, чтобы воспринять вкусы, предпочтения, идеи всех участников и решить, какие из них являются наилучшими для проекта. Профессиональный инженер выслушивает все идеи и сравнивает их со своими собственными предпочтениями, а ткже со вкусами массовой аудитории. Затем он обсуждает эти идеи, пробует их и вырабатывает окончательное решение. Эти балансирующие действия – одна из самых трудных задач звукозаписывающего инженера. Проблема возникает, когда группа просит вас сделать что-либо, что убьет микс. Они будут очень часто мило вас просить: «Не могли бы вы сделать наш микс отстойным?». Они будут просить сделать инструменты громче или тише. Они будут просить сделать громче кого-нибудь, кто элементарно не строит: «Он тоже член группы, он должен быть слышен в песне». Как бы очевидно не правы они не были, к сожалению, они платят за сессию. Наиболее безопасно - можно начать с того, что хочет группа. После этого они начнут обвинять вас за плохой микс – несмотря на то, что это целиком их вина. Проблема также в том, что ваше имя будет стоять под плохим миксом и вы не сможете отречься от своего участия в альбоме! Худший случай – когда группа настаивает, чтобы вы сделали что-то абсолютно неверно, и спустя несколько недель возвращаются разьяренные к вам, совершенно забыв о том, что сами посоветовали это сделать. Когда вы правы, необходимо убеждать в своей правоте; но будьте уверены в том, что вы правы. Наихудшая вешь, которая может случиться – это когда вы убеждаете кого-то, что вы правы, хотя вы не правы. После того, как проект покинет студию, он будет прослушан сотни раз, в самых различных местах, разными людьми. Так что, если убеждаете кого-то в своей правоте, будьте действительно правы. Как только вы достигнете определенного опыта в своей работе, вам также будет необходимо научиться логически объяснять преимущества и одной идеи от другой. Это означает знание реальных причин, почему нужно делать так, а не иначе. Фразы типа: «Поверьте мне» или, еще хуже: «Я делаю так уже давно» просто настроят в оппозицию к вам, нежели убедят людей.

Профессиональный инженер развивает набор реалистичных, логичных идей, с помощью которых звуки помещаются в микс так или иначе. Если возникнет ситуация, когда вы не сможете аргументировать свою правоту… не ложитесь спать, пока не найдете подходящих аргументов. И никогда не забывайте эту аргументацию, потому что нет ничего хуже, когда возникает подобная ситуация, а вы забыли слова, которые говорили в прошлый раз.

Идеальный инженер – это тот, кто не только знает, что может быть лучшим для проекта, но и умеет доходчиво объяснить это клиентам.