Реклама

Магия звука. Студийная аранжировка

28.12.2011

С появлением сэмплеров, ритмических модулей и прочей цифровой звукотехники процесс аранжировки стал включать в себя не только традиционную нотную оркестровку мелодии. В современной аранжировке, предусматривающей участие как "живых" исполнителей, так и различных звуковых модулей, необходимо учитывать характерные свойства определенных тембров, согласовывать их звучание в общей структуре композиции и многое другое.

При написании традиционного клавира всегда учитывается классическое звучание инструментов, будь то фортепиано, фагот, гобой и так далее В случае цифровой студии аранжировка является тем же процессом, но до какого-то момента звуки инструментов не определены окончательно, поскольку каждый из них представлен в десятках синтезаторных настроек и сотнях сэмплерных вариантов.

Бывает что человек приходит в студию со своей идеей, выраженной в мелодической или песенной форме. В таких случаях студия берет весь процесс от аранжировки до создания конечного продукта в свои руки. Кроме этого, в студию может быть представлена и уже готовая аранжировка. Как правило, это - разложенная по звукам и трекам партитура в виде MIDI-файла.

Аранжировка должна производиться в студии, где вся аппаратура согласована между собой в техническом отношении. Если же принесенная в студию аранжировка была создана на отсутствующем в студии инструменте, то это повлечет за собой проблематичный процесс подборки звуков и, как следствие, лишние затраты для клиента и хлопоты для звукорежиссера. Конечно, в студию можно принести модули, на которых были сделаны аранжировки, и сводить запись с них. Но и в этом случае может возникнуть ряд проблем. Например, инструмент может не обеспечивать достаточного количества выходов для распределения его по каналам. Кроме того, при недостаточном количестве цифровых выходов может потребоваться промежуточная аналоговая обработка в момент сброса материала. Конечно, решить можно любую проблему, но это иногда упирается в увеличение бюджета. Поэтому наилучшим решением с точки зрения экономии нервов и денег является использование стационарного оборудования студии, либо предоставление материала в приемлемых форматах.

От стиля зависит то, какое специализированное оборудование будет использоваться при аранжировке. Например, барду нужен минимальный набор аппаратуры с записью нескольких дополнительных инструментов. Электронная музыка требует для себя различных специализированных звуковых модулей. Должен заметить, что любая приемлемая коммерческая студия имеет ресурсы, позволяющие создать аранжировку в любом стиле с минимальным привлечением приборов третьей стороны.

После того, как на 90% работа с материалом в MIDI завершена, начинается этап записи живых инструментов и вокала. Для упрощения трекинга вся MIDI-аранжировка скидывается на многодорожечный магнитофон в виде монофонической или стереофонической "болванки". При записи "болванки" второстепенные и отвлекающие исполнителя звуки мьютируются - оставляется лишь необходимый минимум инструментов. Здесь также присутствует некий процесс "болваночного" сведения, необходимый для определенного баланса между звучащими инструментами.

После записи вокала и "живых" инструментов, любая электронная аранжировка, как правило, требует коррекции. К примеру, может случиться так, что сильная доля, сопровождаемая ударом по тарелке, совпадает с неясночитаемым слогом текста вокалиста. Другой пример. Некоторые пианисты не следят за длительностью нот. Это приводит к "выезжанию" реверберационных хвостов в паузах. Подобные осложнения могут возникнуть и при неодновременном вступлении инструментов. Да и после правильного панорамирования записанный материал начинает звучать иначе. Однако, все это - не беда. Существуют элементарные способы редакции MIDI-материала в компьютере. В некоторых случаях может быть выброшена та или иная нота или даже целый аккорд. А в конечном итоге закон один: аранжировка должна быть логичной составляющей всего музыкального произведения.