Реклама

Вячеслав Фомич Колейчук. Справка

07.09.2009

Вячеслав Фомич Колейчук. Справка

Вячеслав Фомич Колейчук один из основателей кинетического искусства в России родился в 1941 году, в деревне Степанцово Московской области.

Выпускник Московского архитектурного институту (МАРХИ). В 60-х годах Колейчук входил в группу "Движение" (Нусберг, Колейчук, Урин, Инфанте и др.), развивающую идеи кинетического или другими словами движущегося искусства в скульптурах, различных пространственных объектах и перформансах.

В тот же период Колейчук обосновывает свои художественные идеи, а также принципы, положенные в основу его технических изобретений, например принципы "самовозводящихся" и "мгновенно-жестких" (т.

е. работающих на эффекте сжатия и распора) конструкций, "стереографики" (рисунка по металлу, создающего иллюзорный эффект рельефа) в ряде научных работ.

Одним из самых его известных произведений является невозможный объект "Стоящая нить" - струна, вертикально натянутая, закрепленная только с одной стороны и удерживаемая вертикально системой противовесов.

После группы "Движение" Колейчук с другими художниками основали группу "Мир", продолжающую развивать наследие кинетизма.

Выставки объектов и скульптур художника проходили в разных странах мира, его объекты хранятся в коллекциях крупнейших музеев, он является одним из авторов объектов для культового фильма "Кин-дза-дза", принимал участие в совместных выступлениях с композитором и радиоинженером Станиславом Крейчи одним из создателей синтезатора "АНС".

Вячеслав Колейчук также был одним из оформителей павильона СССР на международных выставках "Экспо", проводимых с начала века в различных городах мира и подаривших в частности Эйфелеву башню Парижу. Колейчук и группа авторов представляли павильон СССР на "Экспо" 1967 года в Монреале, Канада, на "Экспо" 1975 года в Окинаве, Япония, на "Экспо" 1985 года в Цукубе, Япония.

Кинетизм, как направление в современном искусстве, обыгрывает эффекты реального движения всего произведения или отдельных его составляющих. Кинетизм основывается на представлении о том, что с помощью света и движения можно создать произведение искусства. Объекты представляют собой движущиеся установки, производящие при перемещении интересные сочетания света и тени, иногда звучащие.

Кинетическое искусство оформилось в самостоятельное направление во второй половине 1950-х годов. Ему предшествовали эксперименты дадаистов, футуристов, конструктивистов, а также витавшие в воздухе идеи создания произведений с меняющейся формой. Главные задачи, которые ставят перед собой художники-кинетисты, - это эстетизация движения, игра света и тени с использованием нетрадиционных прозрачных материалов, эксперименты с динамикой и светотенью.

В мировом искусстве одним из самых выдающихся кинетистов является французский художник Жан Тэнгли, чьи двигающиеся скульптуры находятся в коллекциях мировых музеев, а его фонтан Стравинского украшает площадь перед Цетром искусств Помпиду в Париже.

В России начало кинетизма часто связывают с именем авангардиста Татлина, создавшего модель памятника башни III Интернационала (1919-1920).

Материал подготовлен Ириной Саминской (РИА Новости).