Реклама

Ученица и муза Баланчина о "Дон Кихоте", Николае Набокове и балете

10.11.2009

Ученица и муза Баланчина о "Дон Кихоте", Николае Набокове и балете

ВАШИНГТОН, 17 дек - РИА Новости, Мария Табак. Балет "Дон Кихот" был сложен прежде всего своей новизной, рассказала в интервью РИА Новости одна из самых знаменитых американских балерин второй половины 20 века Сюзан Фэррелл.

Ученица и поздняя любовь выдающегося хореографа, основоположника современного американского балета Джорджа Баланчина, в 1965 году вдохновила его на создание нового балета на старинный сюжет. "Дон Кихот" Баланчина не имел никакого отношения к знаменитому балету на музыку Людвига Минкуса, который с успехом идет во многих театрах мира. Творческий наследник Сергея Дягилева, Джордж Баланчин (настоящее имя - Георгий Мелитонович Баланчивадзе) создал балет "для двоих" - для Фэррелл и для себя.

Влюбленный в свою ученицу балетмейстер, которому в тот момент было за 60, исполнил партию Дон Кихота, двадцатилетняя Фэррелл - его возлюбленную, женщину-мечту Дульсинею.

"Записей этой музыки нет, она не существует. Вы не можете, как обычно, пойти в музыкальную библиотеку и услышать музыку, под которую предстоит танцевать. Она была полностью новой. Все было полностью новым - и музыка, и хореография. У балета не было истории, и в этом его уникальность", - рассказала Фэррелл.

Автор музыки, на основе которой Баланчин создавал балет, - композитор Николай, или Николас Набоков, двоюродный брат знаменитого писателя Владимира Набокова, автор книги воспоминаний "Багаж. Мемуары русского космополита".

"Набокова я знала очень хорошо. Мы много раз говорили, он менял музыку, писал много новой музыки. Он был очарователен! Я знала и его жену, Доминик, мы много раз ужинали вместе. Прекрасные люди, мы много чего обсуждали, много говорили о "Дон Кихоте", - рассказала Фэррелл.

"Дон Кихот" стал прощальным подарком Баланчина любимой Сюзан. До сих пор единственная труппа, в репертуар которой входит балет на музыку Набокова, - это созданная и возглавляемая Фэррелл труппа The Suzanne Farrell Ballet.

"Мы - единственная компания в мире, которая ставит "Дон Кихота". Баланчин перед смертью отдал этот балет мне, мне принадлежат права на него", - пояснила балерина.

С 1989 года, когда ей пришлось покинуть сцену из-за прогрессирующего артрита, Фэррелл занимается, в основном, преподавательской деятельностью.

"Мы все учимся друг у друга, растем вместе, делимся опытом. Балет - это одна из немногих профессий, основанных на обмене - мы передаем опыт от человека к человеку. Это очень приятно - отдавать", - призналась она.

В ближайших планах Фэррелл и ее труппы - предстоящая в марте серия представлений балета Баланчина "Аполлон" на сцене вашингтонского Кеннеди-центра.

"Затем будут еще представления. Я несколько раз ставила балеты в России и очень хотела бы, чтобы моя труппа туда отправилась. У нас уникальный репертуар, которого нет у других балетных компаний. Так что я всегда надеюсь - может, мы поедем в Россию", - сказала Фэррелл.

Вместе с тем, по словам балерины, одна важная проблема является для нее препятствием.

"У меня проблема с языками - я не говорю по-русски", - посетовала она.

Отвечая на просьбу сравнить нынешний уровень балетного искусства в различных странах, в частности, в США и России, Фэррелл призналась, что ей трудно делать обобщения.

"Я не хочу впадать в обобщения. Я бы сказала, что я думаю о балете в категориях: это хорошо, а это нет, это мне нравится, а это нет. Это трудно объяснить. У всех разные представления о том, что такое классический балет, а что такое современный. Сегодня 16 декабря, но все находятся на разных этапах, для каждого это своя дата", - улыбаясь, сказала она.