Реклама

У Бахчаняна не было ни дня без строчки и картинки

08.11.2009

У Бахчаняна не было ни дня без строчки и картинки

МОСКВА, 13 ноя - РИА Новости, Ирина Саминская. Художник Вагрич Бахчанян, который скончался в четверг на 72-м году жизни, был воплощением грусти и иронии, любил Чехова и американский поп-арт и варил варенье в нью-йоркском Централ-парке, рассказал в интервью РИА Новости друг Бахчаняна, искусствовед и куратор Виталий Пацюков.

Бахчанян - один из ярких представителей концептуализма и так называемого соц-арта. Кроме того, он писал книги, до отъезда в Америку работал карикатуристом. Вместе с Ильей Кабаковым, Комаром и Меламидом, художниками Лианозовской группы принимал участие во многих неофициальных выставках 60-х, но в 70-х эмигрировал в США, где не получил должного признания.

"Это человек, в котором всегда соединялись грусть и ирония, сказочное и возвышенное: на этом строились его парадоксы.

Это сознание традиционного карнавального мира в бахтинском понимании, где верх и низ могли спокойно перемещаться", - сказал собеседник агентства.

Из Харькова в Москву

 Предоставлено Государственным Центром современного искусства

Работы Вагрича Бахчаняна из коллекции ГЦСИ

Пацюков уверен, что Бахчаняна можно по праву назвать родоначальником концептуализма - впоследствии прославленного на весь мир Ильей Кабаковым направления в искусстве, где главным художественным объектом является слово.

"Именно он превратил изображение в слово, а слово в изображение: это произошло в середине 60-х годов, фактически за десять лет до Комара и Меламида", - уверен Пацюков.

Впервые, по словам куратора, талант Бахчаняна нашел себе выход на легендарной 16-й полосе "Литературной газеты" в конце 60-х. "Там появились его коллажи. Он первый их ввел в отечественную полиграфию. Хотя чисто исторически коллаж в Москву привез другой художник, Анатолий Брусиловский, но Бахчанян придал коллажу социальный, драматический характер".

Искусствовед вспоминает, что впервые пересекся с Бахчаняном в середине 60-х годов, когда художник перебрался из своего родного Харькова в Москву. То было время расцвета неофициального искусства, посиделок в мастерских Оскара Рабина и Ильи Кабакова.

"Тогда из Харькова приехал Бахчанян, а потом Эдуард Лимонов, они были близкими друзьями. Лимонов был тогда совершенно другой человек, чем мы представляем его сейчас. Он переписал от руки пятитомник Хлебникова; у Бахчаняна была коллекция работ его друзей, и там хранятся маленькие работы Лимонова, выполненные в наивном стиле, удивительно чистые и нежные", - рассказал Пацюков.

Он отметил, что Бахчанян очень любил Харьков, и многое в его творчестве обусловлено харьковскими корнями, в частности, дружбой с известным архитектором-конструктивистом Василием Ермиловым.

 Предоставлено Государственным Центром современного искусства

Работы Вагрича Бахчаняна из коллекции ГЦСИ

"Они много общались, Ермилов очень любил Бахчаняна, и многие идеи соединения сюрреализма и конструктивизма были вынесены из этого общения", - добавил собеседник агентства.

На его взгляд, одной из главных тем и особенностей коллажей Бахчаняна стала парадоксальность России.

"У него был любимый писатель - Антон Чехов, неслучайно одну из своих книг назвал он "Вишневый ад". Вагрич рассмотрел Чехова через истоки театра абсурда. Позже, в 80-е, идея, что из Чехова вышел театр абсурда, распространится повсеместно", - рассказал Пацюков.

Бахчанян, изучая Чехова, нашел в его текстах элементы новой культуры, и, как вспомнил Пацюков, даже обнаруживал в каких-то чеховских рассказах визуальные образы Кабакова

Пацюков отметил также увлечение своего друга-художника детским, бессознательным искусством. "Он когда брал телефонную трубку, то все время во время разговора рисовал, и есть много альбомов с этим бессознательным рисованием во время телефонного разговора".

 Предоставлено Государственным Центром современного искусства

Работы Вагрича Бахчаняна из коллекции ГЦСИ

"У него не было ни одного дня без картинки. Для него была важна упорядоченность", - отметил Пацюков, добавив, что в издательстве ГЦСИ вышла книга Бахчаняна под названием "Ни дня без строчки", где каждый день был отмечен этой фразой.

"Эта попытка урегулировать жизнь в том пространстве, где нет регулярности, где царствует стихия: такой у него был взгляд на Россию", - уверен Пацюков.

Из Москвы в Нью-Йорк

После эмиграции в США в 1974 году у Бахчаняна начинается совершенно другая жизнь, не оправдавшая его надежд.

"С одной стороны, он страдал в Москве, что у него не было жилья, он все время снимал квартиры, жил у меня одно время. С другой - он очень любил американское искусство, поп-арт, взгляд на культуру массового сознания, и он очень надеялся, что в Америке с ним произойдет что-то другое, что его примет американская культура", - объяснил причины эмиграции Пацюков.

Однако известности ему Бахчаняну получить не удалось. По словам искусствоведа, "как личность он был радикален, но в своем человеческом поведении был удивительно тонким, нежным, порядочным и тихим. А для того, чтобы тебя заметили, нужно быть громким, его просто никто не услышал".

Тем не менее, работы Бахчаняна показывали на различных выставках, только в области авторской книги. Одной из причин такого "тихого" отношения к Бахчаняну в Америке Пацюков видит в слишком раннем отъезде.

 Предоставлено Государственным Центром современного искусства

Работы Вагрича Бахчаняна из коллекции ГЦСИ

"Это была первая волна эмиграции - 1974 год, а интерес к России по настоящему появился только в связи с перестройкой, начиная с 1985 года", - уверен Пацюков.

По его рассказам, Бахчанян жил в двухуровневой квартире, которая находилась на пресечении путей между двумя самыми знаменитыми музеями в США - Метрополитен и Гуггенхайм. Художника практически каждый день ходил в музей, а по утрам совершал прогулки с женой по Централ-парку.

"Они с Ириной (жена) обнаружили там плодовые деревья и варили варенье, собирая вот эти ягоды в Централ парке, там где люди совершают зарядку, бегают", - добавил Пацюков.

Бахчанян родился в 1938 году в Харькове, с середины 60-х перебрался в Москву, где участвовал в неофициальных выставках и работал в юмористическом разделе "Литературной газеты" "Клуб 12 стульев".

Именно он сочинил ряд афоризмов, впоследствии ставших фольклором: "Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью", "Лишний человек - это звучит гордо", "Бей баклуши - спасай Россию!". Кроме того, Бахчанян придумал псевдоним для своего друга-писателя Эдуарда Савенко - Эдуард Лимонов.

В 1974 году Бахчанян эмигрировал в США и поселился в Нью-Йорке, где опубликовал пять книг. Две из них были переизданы в России: "Мух уйма: художества" и "Вишневый ад и другие пьесы".