Реклама

Создатель оперы о Екатерине II надеется вернуть жанру популярность

27.12.2009

Создатель оперы о Екатерине II надеется вернуть жанру популярность

МОСКВА, 14 июл - РИА Новости. Премьера открытой оперы "Царица", которая рассказывает судьбу Екатерины Великой, состоится 22 и 23 июля на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге. По мнению создателей, эта постановка должна вернуть жанру оперы популярность.

Постановку оперы на музыку Давида Тухманова осуществил народный артист России, руководитель Московского музыкального театра "Геликон-Опера" Дмитрий Бертман. Он рассказал, что идея создания принадлежит известному эстрадному певцу Льву Лещенко, который много сотрудничал с Тухмановым и знал, что композитор два года назад написал такую музыку.

"Лещенко и предложил мне поставить оперу "Царица".

Это новый и неожиданный для меня материал, с которым интересно было встретиться в работе. С одной стороны, это абсолютная опера с многочисленными хоровыми сценами и сложнейшими вокальными партиями. А с другой - в ней чувствуется влияние мюзикла, и это в какой-то степени синтез двух жанров - оперы и мюзикла", - рассказал Бертман РИА Новости.

"Царица" - это первый опыт известного композитора в таком жанре. Как рассказал Бертман, в произведении Тухманова есть тональная, ритмовая музыка и главное есть мелодия, которая за 20 и 21 века после Прокофьева и Шостаковича стала уходить из оперы.

"Мелодия по законам современной оперы не должна звучать. Тухманов же, не придерживаясь этих требований, написал так, как считал нужным. Собственно, так писали и раньше. Например, вся оперная музыка Верди построена на мелодии и ритме", - пояснил режиссер.

Что же касается определения открытая опера, то, по мнению Бертмана, эта опера, которая доступна всем, ее могут слышать и знатоки, и широкая публика. По его словам, создавая "Царицу", он хотел привлечь внимание самого широкого круга зрителей к этому виду искусства, стремился сделать его понятным и интересным для неискушенной публики.

"Собственно говоря, опера и изначально никогда не была элитарным жанром, а была рассчитана для широкой публики, - сказал он. - Недаром самые большие театральные залы были предназначены именно для оперных спектаклей, и многие оперные театры до сих пор сохранили название фолк-опера, что означает народная опера.".

Либретто оперы о судьбе немецкой девочки, ставшей великой русской царицей, написал известный поэт Юрий Ряшенцев в соавторстве с Галиной Полиди. За два с небольшим часа перед глазами зрителей пронесется вся история царствования Екатерины на фоне величественных декораций, воссоздающих интерьеры Царскосельского дворца. Пышный и роскошный декор дополняется десятками зеркал, пламенем 696 свечей и блистательными сценическими костюмами.

В спектакле заняты солисты, хор и оркестр "Геликон-Оперы". Одна из исполнительниц партии Екатерины - известная певица Мария Максакова, которая работала ранее в театре "Новая Опера" и была приглашенной солисткой оперы Большого театра, а с 2006 года - ведущей солисткой "Геликон-Оперы".

На вопрос, почему была выбрана площадка драматического Александринского театра, Бертман сказал: "Мы могли выбирать любую сцену, но мне хотелось, чтобы это было в Санкт-Петербурге и именно в таком роскошном, прекрасно отреставрированном театре, как Александринка, где, кстати, перед входом стоит памятник Екатерине, что символично".

После премьерных спектаклей в Санкт-Петербурге "Царицу", по словам Бертмана, смогут увидеть и москвичи. В ноябре она будет представлена в Кремлевском Дворце.