Мария Елиферова оживляет мифических персонажей Сигурда и Брюнхильду
МОСКВА, 26 мар - РИА Новости, Михаил Шиянов. В новой книге дебютантки прошлого года Марии Елиферовой Страшная Эдда автор попыталась изобразить героев древнескандинавского эпоса без пафоса и голливудских мотивировок, но в то же время понятными современному читателю.
В основе сюжета повести - собственное видение Елиферовой известных событий Старшей Эдды: истории Сигурда и Брюнхильд, убийства Бальдра, похищения меда поэзии, включая посмертную судьбу некоторых героев, которой нет в первоисточнике.
Моя задача была написать не пафосно, - сказала Елиферова в интервью РИА Новости. - Обычно, когда писатели делают какие-то вариации на тему мифологии, они исходят из своих представлений о героическом, которые навязаны нам классицизмом. XVIII век основательно промыл нам мозги - эпос и миф мы представляем в виде каких-то базовых монументов, в то время как на самом деле это очень живые, трогательные персонажи и человечные сюжеты.
Я попыталась снять позднейшие наслоения, изобразить этих героев, в том числе и богов, такими, чтобы они были понятны читателю и при этом оставались людьми своей эпохи, без осложнений психологическими мотивировками, которые часто встречаются в голливудских фильмах, - уточнила Елиферова.
Автор Страшной Эдды предостерегает читателей от толкования своего текста как пародии.
Там, безусловно, есть юмор, потому что его не лишены первоисточники - и в Старшей Эдде, и в исландских сагах юмор есть, - сказала она.
Основной сюжет повести Елиферовой, по ее мнению, в том, что языческие боги осознают, что в них больше не верят. Земная история движется своим чередом, заканчивается эпическая эпоха и возникает разрыв между миром богов и земным миром.
Я придерживаюсь той позиции, что миф прекрасен и поэтичен, но, к сожалению, это уже изжитой этап. К мифу вернуться нельзя. Можно только довольно глупо его имитировать, пытаться в него поиграть, как это делают толкиенисты. Но это неверный путь, с моей точки зрения, - уверена Елиферова.
По ее мнению, если современный человек не понимает мифа, то проблема не в мифе, а в самом человеке. Свою задачу Елиферова видела в том, чтобы приблизить мифических персонажей к современному человеку, ради чего она написала свою историю максимально простым языком.
Я историк, и любуюсь этими персонажами, их абсолютно чистым, незамутненным взглядом на мир, но считаю, что это пройденный исторический этап, который остался в прошлом. Собственно говоря, этот разрыв между двумя мирами, который у меня происходит в повести - это и есть метафора того исторического разрыва между прежним состоянием человечества и теперешним, - сказала автор Страшной Эдды.
Мария Елиферова родилась в городе Бузулук Оренбургской области. До 2006 года проживала в городе Зеленограде, затем в Москве. Окончила Российский государственный гуманитарный университет по специальности История, литература, культура России и Великобритании. Там же защитила кандидатскую диссертацию об отношении к Шекспиру в России пушкинской эпохи. Параллельный предмет интереса - мифология и культура древних германцев.
Ее первая книга - филологический триллер Смерть автора (2007) получила одобрение критики и была признана многими читателями лучшим дебютом года.