Реклама

Искусство может существовать в стороне от рынка, убежден Пиотровский

15.11.2010

Искусство может существовать в стороне от рынка, убежден Пиотровский

С.-ПЕТЕРБУРГ, 30 мая - РИА Новости, Анастасия Гордеева. Искусство способно существовать в стороне от рынка, и Эрмитаж, открывая свои центры по всему миру, намерен доказать это. Такую позицию озвучил директор музея Михаил Пиотровский в интервью РИА Новости.

Все-таки искусство сейчас стало сильно про деньги. Когда я читаю эти безумные цены, которые платятся за картины - это уже не цена, не стоит никакое искусство этих миллионов, мы погрязли в рынке.

Мы все так погрязли в этой психологии рынка - мое, собственность, деньги - что из нее надо вылезать, - заявляет Пиотровский.

Мы, музеи России, в общем нормально ужились с рынком и научились на нем оперировать. Мы умеем все это делать, и деньги зарабатывать умеем, все умеем. Но надо о душе подумать, - убежден директор Эрмитажа.

Он объяснил, что план 2040, в котором заключается стратегия развития музея на ближайшие 30 лет и который был разработан совместно с голландской архитектурной звездой Рэмом Колхасом, намечает теорию развитя, сценарии развития, рассчитанные на то, чтобы доказать, что искусство может нормально существовать, выйдя из рынка и находясь от него в стороне.

Именно попыткой построить отношения больше культурно, чем рыночно называет Пиотровский зарубежные центры, создаваемые его музеем - ведь, по его словам, тут больших денег нет, и это тоже важно.

Пока у Эрмитажа существует пять проектов за пределами Петербурга: в 2000 году он открыл представительство в лондонском дворцовом комплексе Сомерсет-Хауз, в 2001-м - в музее Гуггенхайм в Лас-Вегасе, в 2004-м - в Амстердаме, в 2005-м - в Казанском Кремле, а этой осенью официально стартует центр Эрмитаж-Феррара в Италии.

Пока, правда, Пиотровский не уверен в будущем центров: как получится - тоже еще неизвестно, предупреждает он.

По словам директора Эрмитажа, центры - это более интересно и серьезно, чем организация выставок, но и очень сложно - нужно постоянно искать финансирование. Когда делается просто выставка, тот, кто ее хочет, тот и оплачивает. А открытие центра - это большие затраты, на них нужно найти деньги. Поначалу такие планы вызывают большой энтузиазм, потом этот энтузиазм как-то немножко сплывает, его надо подгонять.

Вместе с тем, убежден Пиотровский, если ограничиваться выставками, часто в итоге получается выставка, в которой вы просто участник. Даже когда везем полностью свою, очень часто в газетах пишут, что такой-то музей сделал такую-то выставку, а что это коллекция из Эрмитажа - иногда забывают. Потом, каждый музей делает все в своем стиле - это нельзя изменить.

Между тем, утверждает директор Эрмитажа, хочется делать что-то свое, потому что Эрмитаж - это не просто музей. Это большой научно-исследовательский музей с своими традициями, и когда мы делаем выставку, в ней очень много не только искусства, но и эрмитажных ноу-хау, России. Ведь это часть культурной истории страны, а не просто вещи, которые у нас валялись.

Кроме того, - продолжает Пиотровский, - вокруг нашего музея есть набор разных активностей, хочется приносить людям Эрмитаж целиком. И для этого очень удобно иметь место, где есть постоянный штат, который помогает работать вместе, это люди, которые готовы постоянно работать с нами, они горды именем Эрмитаж. Не в том смысле, что из Эрмитажа добыли, а в том, что это - Эрмитаж, мы работаем в Эрмитаже.

В Амстердаме продают квартиры с видом на Эрмитаж. В газетах так и пишут - продается квартира с видом на Эрмитаж. Это не продажа брэнда, это его распространение. Организационно так значительно интереснее, хотя финансово не очень легко, и менее выгодно, чем делать выставку, - объясняет Пиотровский.

Он считает, что организация зарубежных центров - это философски очень важно.

Коллекциями важно делиться. Не в смысле всем раздать, это не нужно. Но в смысле, что все должны иметь равный доступ, - оглашает принципы своей работы директор Эрмитажа.

Вот то, что называется непонятным словом демократия: смысл его положительный - равный доступ людей ко всем благам и возможностям, - объясняет он. Так же и коллекции: кроме написанного в русских монастырях, они собрались со всего мира и могут быть показаны во всем мире, как часть мирового экономического наследия, - отметил он.

Есть глобализация экономическая - плохая, а есть культурная, которая может быть и плохой, и хорошей. Я думаю, такие центры, с выставками и со всем - они, в общем, облагораживают глобализацию, - подытоживает Пиотровский.

В ответ на вопрос о сути вновь созданного филиала в Ферраре директор Эрмитажа сказал: Это будет больше исследовательский центр, чем выставочный. Его мы будем открывать в октябре. Сейчас активно обсуждаем научный совет. В центре Эрмитаж-Италия в Ферраре будут организовывать работу по изучению итальянского искусства и русско-итальянских культурных связей. Когда-нибудь центр встанет на ноги и, надеюсь, станет русской академией в Италии. Хочется, чтобы вы этой стране было какое-то русское присутствие.

Пиотровский объяснил, что в итальянском центре не предполагается разворачивать обширную выставочную деятельность, но выставки все же будут, и первая пройдет в начале 2008 года.

Это будет выставка вроде Феррарское искусство в Эрмитаже и не только в Эрмитаже. Потом еще планируется несколько выставок с периодичностью раз в полтора года, - сказал он.

По словам собеседника агентства, на Италии развитие проекта не остановится: сейчас есть серьезные переговоры с Вильнюсом, вместе с музеем Гуггенхайм. Идет речь о создании музея современного искусства. Также ведем переговоры с Португалией, есть предложение из Брюсселя. Много разных предложений, они просматриваются, проговариваются.

Вся система этих центров может быть очень гибкой, - считает Пиотровский.

Места могут быть всякие, и необязательно иметь центр Эрмитажа много десятков лет. Можно поднять культурный уровень населения, к примеру, Лас-Вегаса, а потом переехать в другое место, - отметил он.

Понятно, что ни Эрмитаж, ни какой-нибудь другой большой музей не может постоянно существовать в десяти местах. Трудно контролировать, готовить сотрудников, - заявляет директор Эрмитажа, призывая использовать опыт музея Гуггенхайм.