Реклама

Хранительница Дома Актера никогда не хотела быть актрисой

18.12.2010

Хранительница Дома Актера никогда не хотела быть актрисой

В Москве на 76-м году жизни скончалась Маргарита Эскина, более 20 лет возглавлявшая Центральный дом актера имени Яблочкиной. Она умерла в своей квартире в Москве после продолжительной болезни.

Маргариту Александровну называют хранительницей театрального искусства. Несмотря на то, что у нее не было актерского образования, во многом благодаря Эскиной Дом актера оставался символом актерского братства.

Никогда не хотела быть актрисой

Маргарита Эскина родилась 22 декабря 1933 года в Москве в семье известного театроведа и первого директора Дома Актера Александра Эскина. Мать - Зинаида Сергеевна - была балериной, она умерла, когда Маргарите Эскиной было восемь лет.

Воспитывать детей помогала мать отца.

Несмотря на то, что Эскина никогда не хотела быть актрисой, еще в эвакуации в Фергане ей удалось сыграть в спектакле "Нора", пишет biograph.ru.

Об этом эпизоде своей биографии она вспоминала так: "Решил мою актерскую судьбу Иван Николаевич Берсенев. Когда я, изображая маленького сыночка Норы, попыталась уйти со сцены через нарисованную дверь, Иван Николаевич взял меня за шкирку и легким пинком отправил за кулисы. Так был поставлен крест на моей артистической карьере, но я нимало об этом не жалею".

От редактора до руководителя подготовки "Олимпиады"

Позже семья Эскиных переехала в Москву. Окончив школу, Маргарита Эскина решила поступать в педагогический институт на исторический факультет. Однако в институте ей намекнули на неподходящую фамилию, и тогда Эскина, забрав документы, отправилась поступать в ГИТИС.

Годы, проведены в ГИТИСе, окончательно убедили Эскину в правильности выбора. Она училась на театроведческом факультете у таких знатоков театрального искусства, как А. Дживелегов, С. Мокульский, Г. Бояджиев, П. Марков.

По окончании учебы Эскина пришла работать наЦентральное телевидение в то самое время, когда все только начиналось: первые "Новости", первые внестудийные передачи, первые телеспектакли.

В обязанности Эскиной входило составление программы. Через десять лет ей удалось вырасти до заместителя главного редактора Молодежной редакции Центрального телевидения. Вместе с коллегами она создавала новые программы, в том числе "КВН" и "Алло, мы ищем таланты!".

"Все начать заново"

Уйдя с телевидения, Маргарита Александровна некоторое время руководила отделом подготовки церемоний Оргкомитета "Олимпиады-80". Затем работала директором Генеральной ассамблеи Объединения детских художественных театров.

Еще работая на телевидении, Маргарита Александровна познакомилась с большим количеством самых разных людей. Ей с легкостью удавалось поддерживать связи и договариваться даже с теми актерами театра и кино, которые отказывали всем.

"Если мне удавалось в жизни сделать что-то хорошее, то это только потому, что мне некогда думать, я сразу стараюсь действовать", - говорила Маргарита Александровна.

В 1987 году Михаил Ульянов пригласил Маргариту Эскину перейти на работу в Центральный Дом Актера (ЦДА). Он предложил ей, как она написала в своей книге "Мастера и Маргарита", "стать директором Центрального Дома актеров имени А. Яблочкиной. Это была не сказка, это было настоящее счастье! Мне к тому времени было 55 лет. Время уходить на пенсию, а я решила все начать заново".

Как "Дом" стал домом

С Маргариты Эскиной началось возрождение Дома Актера. Ее усилиями очень многое удалось сделать за три года. Даже когда в феврале 1990 года здание Дома актера на Тверской сгорело, актерское братство не распалось.

На протяжении полутора лет приходилось работать на чужих сценических площадках, пока Министерство культуры СССР не приютило Дом актера в своем здании на Арбате.

Новая борьба за право владения зданием ЦДА началась после распада СССР. И только благодаря участию многих театральных деятелей здание на Арбате, 35 было передано Дому актера Указом Президента России Б.Н. Ельцина в безвозмездное пользование.

Постепенно Дом актера начал жить полной жизнью. В нем возникли новые клубы, творческие вечера, встречи со зрителями, чтецкие "Третьи понедельники", презентации книг. Эскиной удалось перенести в новое здание атмосферу "папиного" Дома. В нем она оберегала традиции бескорыстия, патриархальности, камерности.

Эскина не только хранила Дом актера от посягательств государства, но и опекала многих актеров добивалась для них квартир, комнат в общежитиях, помогала найти новую работу.

В 1993 году в Доме актера была учреждена актерская премия имени А.А. Яблочкиной. Ее лауреатами стали Юлия Борисова, Игорь Охлупин, Олег Ханов, Мария Миронова, Вера Васильева, Михаил Ульянов, Николай Анненков.

Дом стал соучредителем и соучастником международных и всероссийских акций: Международного фестиваля театральных школ "Подиум", Международного фестиваля моноспектаклей, конкурса актерской песни имени Андрея Миронова и др.

Борьба за ЦДА

В декабре 2007 года Росимущество распорядилось передать ЦДА набаланс Россвязьохранкультуры. На защиту ЦДА всталспикер Совета федерации Сергей Миронов. Он попросил вмешаться вситуацию председателя правительства Виктора Зубкова.

Конфликт разрешился в августе 2008года: постановление опередаче ЦДА Россвязьохранкультуры было аннулировано. По словам Эскиной, она с самого начала не верила, что ЦДА снова лишат дома.

"Этого не может быть!" сказала я себе, потому что Дом актера это святое, и отбирать его у артистов никто не осмелится. Так и произошло, хотя по документам выходило так, что на этот раз Дом отстоять мы не сможем", - говорила Маргарита Александровна в интервью "Новым Известиям".

Самое страшное, по словам Эскиной, для нее было остаться без Дома актера "Наступит такое время, когда я еще буду жива, но не смогу здесь работать. Как я это переживу, не знаю"

Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников