Реклама

Галине Волчек легче справиться с театром, чем с духовкой

05.01.2011

Галине Волчек легче справиться с театром, чем с духовкой

Галина Волчек отмечает юбилей. В театральной жизни страны она уже давно стала знаковой фигурой первой женщиной-режиссером, взвалившей на свои плечи груз руководства легендарным "Современником". Вот уже 35 лет театр остается ее судьбой.

Волчек честно признается поклонникам, что никогда не думала о славе. "Я просто хотела быть артисткой. Тогда и время было такое, что про эту "звездность" вообще ничего не было.

Это не в моем характере Не думала и не ожидала, и удивляюсь иногда до сих пор", - признается Волчек в интервью программы "Линия жизни".

"Простое" желание стать актрисой

Сначала в ее жизни появилось кино. В доме отца известного кинорежиссера Бориса Волчека часто бывали многие талантливые и яркие люди, представители удивительного мира кино. Неудивительно, что со временем у девочки появилось желание стать актрисой.

Это самое стремление помогло ей окончить школу экстерном. Уже в 16 лет Галина Волчек поступила в Школу-студию МХАТ. "До этого не участвовала ни в какой самодеятельности, нигде, никогда не участвовала. Я была зажатая, стеснительная, некрасивая, толстая, стеснялась своей фигуры", - вспоминает Волчек.

Самая юная студентка на курсе училась с Игорем Квашой, Людмилой Ивановой, а ее преподавателем был сам Олег Ефремов. После окончания Школы студии Ефремов и его выпускники Галина Волчек, Евгений Евстигнеев, Лилия Толмачева, Игорь Кваша и Олег Табаков организовали сначала Студию молодых актеров, которая вскоре получила название "Современник".

"Умею быть только единственной"

С одним из основателей "Современника" Евгением Евстигнеевым Волчек познакомилась на третьем курсе. Он тогда только приехал из Владимира, где работал в областном театре.

Как вспоминала Волчек, ее жених и одевался странно ("в бостоновый костюм лилового цвета на вырост, с жилеткой поверх "бобочки") и удивлял деревенскими манерами, употребляя устаревшие обороты, пишет kp.ru. Таким Евстигнеев и явился в дом родителей Галины.

В своих воспоминаниях она писала, что папа поначалу пребывал в смятении от избранника дочери. Однако, несмотря на возражения близких, Галина и Евгений поженились.

Некоторое время молодоженам приходилось скитаться из одной съемной комнаты в другую. Несколько раз даже пришлось спать на вокзале.

В 1961 году в семье появился сын Денис. Позже Галина Борисовна призналась, что все в своей жизни она отсчитывает от года рождения сына: "Если у меня спрашивают, когда я поставила тот или иной спектакль, я всегда начинаю вспоминать так: если Денис родился в 1961-м, то постановка была тогда-то и тогда-то".

В начале 60-х Галина Волчек и Евгений Евстигнеев расстались. В то время женщины не давали Евстигнеев прохода, да и сама Волчек признавала, что не любить его невозможно, однако говорила: "Я не умею быть второй. И даже первой не умею. Только единственной..."

Жизнь в театре

К этому времени в "Современнике" Галина Волчек начала работать в театре в качестве режиссера. В 1962 году появился ее первый спектакль по пьесе Гибсона "Двое на качелях".

Дебют Волчек был более чем успешный: спектакль пользовался неизменной любовью публики и почти 30 лет находился в репертуаре театра.

Одно время Волчек работала как режиссер вместе с Олегом Ефремовым, а в 1966 году выпустила один из лучших своих спектаклей - "Обыкновенную историю" по роману Гончарова. Эта работа принесла режиссеру Государственную премию СССР.

В 1970 году "Современник" остался без Ефремова: он ушел во МХАТ. "Мы все переживали одно и то же трагическое ощущение - рушится всё, что было создано за 14 лет, будущее - в тумане. Но сомнений, желания уйти не возникало ни на секунду! И не только у меня - ни у кого из тех, кто остался в "Современнике"", - рассказывает Волчек "Аргументам и фактам".

Два года театром руководил Худсовет. А в 1972 году труппа театра буквально принудила Галину Волчек возглавить коллектив на должность главного режиссера ее выбрали абсолютным большинством голосов.

Прежде всего, Волчек начала поиски талантливых режиссеров и актеров. Для нее было важно, чтобы молодые актеры не чувствовали себя вечно экзаменуемыми учениками, а режиссеры имели право на ошибку. "Недоверие к актеру приносит вред не только ему самому, но и театру", - говорила она.

Бродвейский триумф

Вскоре в театре появились молодые актеры Юрий Богатырев, Константин Райкин, Марина Неелова, Валентин Гафт. Также Волчек открыла стране и миру замечательных драматургов Михаила Рощина ("Эшелон", "Спешите делать добро"), Александра Гельмана ("Обратная связь"), Николая Коляду ("Мурлин Мурло", "Мы едем, едем, едем").

Со временем вместе с молодыми режиссерами в театре стали появляться и известные мастера такие, как Георгий Товстоногов и Анджей Вайда. Сама Галина Волчек поставила "Эшелон" Рощина (1975), "Вишневый сад" Чехова (1976), "Обратную связь" А Гельмана (1977), "Спешите делать добро" Рощина (1980).

В разгар "холодной войны" Волчек пригласили в США в Хьюстон поставить "Эшелон" Рощина. По тем временам это считалось абсолютно беспрецедентным событием.

В 1990 году в Сиэтле "Современник" показал два спектакля Галины Волчек "Три сестры" и "Крутой маршрут". Гастроли театра продолжались в течение полутора месяцев.

Но главной победой "Современника" стали бродвейские гастроли. "Вишневый сад" в постановке Галины Волчек показывали в течение двух недель с постоянными аншлагами. Соединённые Штаты стоя рукоплескали современному русскому театру. А через некоторое время "Современник" получил премию "Drama desk award", которая впервые была присуждена неамериканскому театру.

"Врать? Никогда!"

Сегодня "Современник" по-прежнему остается одним из самых любимых публикой театров. "Зрители на вопрос, почему они ходят в наш театр, отвечали: потому что уверены, что их здесь никогда не обманут. Это не значит, что все 30 лет мы переживали исключительно победы, - у нас было достаточно поражений. Но врать?! Иногда, когда это было невозможно, до конца правду не говорили. Но не врали никогда!", - говорит Галина Борисовна.

Вот уже много лет жизнь Галины Волчек подчинена ритму театра: гастроли, новые постановки, организационные вопросы В театре она чувствует себя в своей стихии. Как рассказывает сын Галины Волчек, режиссер и продюсер Денис Евстигнеев: "Ей требуется помощь, чтобы включить духовку, но когда она приходит на свою территорию, она включает все".